•  

4 июля 2014 15:22

Уже завтра в парке при усадьбе Харитоновых-Расторгуевых второй раз пройдёт локальная версия московского фестиваля «Усадьба Jazz». Редакция Lucky Ducky встретилась за ужином с президентом и идейным вдохновителем фестиваля Марией Сёмушкиной, чтобы задать несколько вопросов о будущем и прошлом мероприятия.

Вы начали проводить фестиваль «Усадьба Jazz» в те времена, когда как такового явления «летний городской фестиваль» ещё не существовало. У вас не было аналогов на территории России. Сейчас мы наблюдаем абсолютно другую ситуацию: городских фестивалей всё больше, они растут в статусе и становятся разнообразнее. Чувствуете ли вы свою причастность к процессу развития фестивальной культуры?

Конечно, мы чувствуем, что приложили к этому руку. Мы стояли у истоков сегодняшних трендов. Когда «Усадьба Jazz» только начиналась, лишь немногие мыслили в этом направлении. К примеру, формат дизайнерского маркета, в котором в этом году приняло участие порядка 70 дизайнеров, в Москве в то время ещё никто не опробовал. Теперь в этом направлении существует множество самостоятельных проектов. Мы первыми сформировали концепцию семейного фестиваля. Я хотела, чтобы гости «Усадьбы» могли приходить с детьми. Молодым людям намного проще веселиться, но хорошие события интересны и тем, кто уже обзавёлся семьёй, а также людям старшего поколения. Каждый должен чувствовать себя комфортно, нам было важно этот комфорт обеспечить. «Усадьба», к примеру, была первым фестивалем с детской площадкой. Начинали мы с небольшого батута, а теперь организуем большую зону с кучей активностей и развлечений, которые нравятся самым маленьким посетителям. Наш подход, концепцию, оттачиваемую годами, мы переносим в другие города.

Заказ Марии: окрошка на мацони,
кутабы с сыром и зеленью,
сибас, приготовленный на открытом
огне со шпинатом,
тархуновый лимонад.

 

Гастрономия — неотъемлемая составляющая «Усадьбы Jazz», последние несколько лет фуд-корты на московском фестивале были сделаны по высоким стандартам качества. Вы с самого начала сформировали такой подход к организации?

Когда фестиваль вставал на ноги, понятия «гастрономия» ещё не существовало. Этого слова просто не было в лексиконе. Но мы понимали, что людей нужно накормить. Жарили шашлыки, и все их ели, а мы видели направление, в котором ещё предстоит работать. В то время рынок ещё не был готов к стандартам, важным для нас. Выездных фестивалей было немного. Самые крупные из них — большие рок-ивенты. Посетителям этих мероприятий необходимы пиво и мясо. Наша публика изначально была иной, но в то время никто не умел работать в подобном ключе. Лишь спустя четыре года начали появляться первые заведения, интересующиеся выездными мероприятиями нашего формата.

 

Почему вам было важно развивать фестиваль в том числе и в этом направлении?

Русскому человеку не всё равно, что он ест. На европейских фестивалях посетители достаточно спокойно относятся к скудности выбора и простоте блюд. Мой большой опыт путешествий по различным фестивалям всего мира показал: в России люди избалованы хорошей едой. Лично я на зарубежных фестивалях редко могу что-то поесть. Для нас гастрономия на фестивале — очень важная составляющая.

 

Чем запомнилось гастрономическое направление в этом году?

В этом году были устрицы, креольская еда, которую готовили повара, специально приехавшие из Нового Орлеана. Предварительно они в течение трёх месяцев вели плотную переписку со своими московскими коллегами. В итоге на фестивале все желающие могли отведать настоящую луизианскую еду. Необычные специи, пикантные вкусы и много мяса — эти блюда было очень интересно попробовать. Также на фестивале была представлена японская кухня, работал вегетарианский бар, где были и веганские блюда. Но предела совершенству нет, поэтому каждый год мы стараемся организовать всё на более высоком уровне. Впрочем, я помню те времена, когда практически никто не умел делать качественные лимонады, а сейчас они повсеместно.

 

Ещё одна отличительная черта фестиваля — внимание к искусству. Большие инсталляции, арт-объекты, перфомансы. В Москве вы сотрудничаете со знаменитым на всю страну фестивалем архитектурных проектов «Архстояние». В регионах решить вопрос с оформлением сложнее?

Паблик-арт не самое распространённое в России явление. Скульптуры Ленина есть по всей стране, а вот крупные объекты современного искусства пока ещё мало распространены. Уникальность нашего фестиваля всегда заключалась в симбиозе различных направлений. Искусство важно для «Усадьбы Jazz» так же, как и гастрономия. Наше партнёрство с фестивалем архитектурных проектов «Архстояние» — это очень гармоничный тандем. К сожалению, объекты, представленные в Москве, мы не сможем привезти в Екатеринбург. Но это не меняет нашего подхода к организации. Придя на фестиваль, ты можешь послушать джаз различных направлений, насладиться арт-объектами, вкусно поесть.

 

Вы посетили множество зарубежных джазовых фестивалей. В чём же особенность «Усадьбы Jazz», как вы её для себя поняли?

Во-первых, публика. Слушатели на Западе воспитывали свои вкусы десятилетиями. Реакция людей на джаз там совершенно другая. Во-вторых, уровень музыкантов и уровень бюджетов. В этом смысле большинство зарубежных фестивалей могут позволить себе гораздо больше, чем мы. В прошлом году гостям «Усадьбы» директору Лондонского джазового фестиваля, директору Барселонского фестиваля и директору Норвежского фестиваля в Мольде я задала вопрос: «Вы многое повидали, скажите, имеет ли "Усадьба Jazz" свою отличительную черту?» И директор норвежского фестиваля — на минуточку, этот фестиваль проводится с 1961 года — ответил: «Вы даже не представляете, что вы делаете. Публика у вас моложе, вы знакомите её с музыкой, которую их ровесники за рубежом слушают в куда меньшем количестве». Люди могут быть слабо знакомы с музыкой, могут не знать музыкальных стилей и не уметь их различать, но на «Усадьбе» мы создаём такую атмосферу и инфраструктуру, что гости проникаются и начинают воспринимать музыку. Уют и комфорт привлекают людей, настраивают их на правильный лад. «Джазовые» люди приходят к нам ради музыки, но нам важно познакомить с ней и людей, далёких от джаза, поэтому программа фестиваля такая насыщенная: гастрономия, инсталляции, детская площадка, мимы, актёры и т.д. Каждый сможет найти что-то по душе.

 

Как «Усадьба Jazz» пришла в Екатеринбург? Почему наш город оказался на карте фестиваля?

Екатеринбург как площадка был интересен нам изначально. Когда в рамках подготовки к фестивалю проводился конкурс молодых исполнителей, мы видели, насколько много в вашем городе коллективов, выступающих на достойном уровне. Было понятно, в Екатеринбурге существует собственная сильная джазовая история. Моя коллега была знакома с командой «Теле-Клуба». Она предложила поработать с ребятами. Параллельно мы нашли партнёров, которые помогли фестивалю финансово. В итоге в прошлом году «Усадьба Jazz» состоялась и в Екатеринбурге.

 

Чем екатеринбургский фестиваль запомнился вам в прошлом году?

Мне очень понравилась публика. На фестивале мы стараемся, не нарушая гармонии, показать широкий диапазон джазовой музыки. Музыкальные рамки — весь спектр импровизационной музыки. Мы никогда не ставили задачу пропагандировать джаз, нам важна атмосфера. Чтобы она состоялась, нужно предложить гостям разную музыку: и лёгкую для понимания, и требующую вдумчивого слушания. Всегда приятно, когда зрители готовы воспринимать, в том числе и более сложные в музыкальном плане коллективы. Екатеринбург в этом смысле превзошёл все мои ожидания. Интеллектуальную музыку здесь любят и умеют слушать.

 

Екатеринбургский фестиваль в этом году будет отличаться от московской «Усадьбы»?

Программа фестиваля действительно отличается от московской. Мы отталкиваемся от возможностей площадки. В Москве мы организовали пять сцен, на предоставленной нам территории их можно было разместить. В парке при усадьбе Харитоновых-Расторгуевых это сделать нереально. Мне нравится, что этот парк гармонично вписывается в концепцию фестиваля. Большое летнее мероприятие в историческом месте — хорошая городская фишка, и с ней приятно работать. Жаль, что в этом парке не очень много газонов, к которым мы привыкли на московской «Усадьбе Jazz». Деревьев, пожалуй, многовато, они мешают обзору. Но с этим нет сложностей. Харитоновский парк — одно из самых уютных мест в Екатеринбурге, как мне кажется.

 

Какая ожидается программа?

В Екатеринбурге будет две сцены, и в рамках этих возможностей мы постараемся познакомить гостей фестиваля с максимальным диапазоном музыки. На сцене «Jazz Club» будут выступать группы, требующие вдумчивого слушания, сцена «Партер» встретит зрителей более массовой музыкой. Задача сцены «Jazz Club» ещё и в том, чтобы представить молодых музыкантов, познакомить людей с их творчеством. Одно точно: на фестивале выступят очень разные по звучанию коллективы, каждый из которых заслуживает пристального внимания — это очень качественная и интересная музыка.

 

Фестиваль пройдёт на территории парка при усадьбе Харитоновых-Расторгуевых 5 июля, в субботу. Подрбная программа – на официальном сайте.

Редакция благодарит ресторан «Хмели Сунели» за помощь в организации съёмки.

Мария Сёмушкина: «Искусство важно для "Усадьбы Jazz" так же, как и гастрономия» - Лаки Даки
Дата публикации: 4 июля 2014 15:22
Поделиться в: