Эксперты ресторанной сферы отвечают на интересующие читателей Лаки Даки вопросы об этикете, еде и напитках, деятельности предприятий общественного питания.
26 мая 2014 15:38
Каждый из нас, посещая заведения общественного питания, может попасть в различные ситуации, которые требуют не только сохранения спокойствия, но и знания своих прав. Lucky Ducky, заручившись поддержкой экспертов, отвечает на самые животрепещущие вопросы.
Отвечает Наталья Шуманская, управляющая баром-рестораном «Мята»
«Гость должен понимать, что при отсутствии в заведении гардероба за его одежду отвечает только он сам. Это как если бы у кого-то украли в трамвае кошелёк. От предприятия общественного питания требуется обеспечить нахождение одежды в зоне видимости гостя. Если куртка пропала из гардероба, это 100% вина предприятия. Кроме, конечно, вещей, оставленных в карманах, так как гардеробщик не имеет права заглядывать в карманы, а значит, и следить за вещами тоже. Что бы ни говорил управляющий персонал, посетителю необходимо обратиться в милицию, в суд, если его не устраивает итог общения. Тем более во многих заведениях есть камеры наблюдения, которые облегчают работу с залом. Грамотный гардеробщик никогда не должен брать в гардероб сумки или какие-то предметы багажа. Немного другая ситуация, когда гость потерял бирку и кто-то другой получил его одежду из гардероба: тут вины предприятия нет. Ещё один момент. Если вы потеряли бирку и у вас требуют возмещения её стоимости, это вполне законно, так как это имущество предприятия, но всё же это не совсем этично по отношению к гостю.
Если у гостя украли личные вещи в зале (телефон, гаджет, кошелёк), это также становится виной самого посетителя, единственная помощь со стороны предприятия — посмотреть камеры, но предоставить видеозапись по закону они смогут только органам правопорядка».
Отвечает адвокат Алексей Бушмаков
«Гражданин и организация, принимающая вещь, вступают в отношения хранения с момента её передачи в гардероб. По действующему законодательству ресторан обязан принять вещь на хранение (если сдача в гардероб вещи предусмотрена в заведении), обеспечить все меры для её сохранности и по первому требованию гражданина возвратить её в том состоянии, в котором она была принята. Организация отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, в размере их стоимости или причинённого ущерба, если не докажет, что утрата или повреждение произошли при чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельствах. Таким образом, если вещь исчезла, а произойти это могло по двум причинам – хищение или путаница с бирками, — необходимо:
— пригласить администратора и обсудить сложившуюся ситуацию, по возможности разрешив спор миром;
— составить акт об отсутствии сданной в гардероб вещи, указав её примерную стоимость и обстоятельства, при которых она отсутствует, а также свидетелей, которые присутствовали при сдаче вещи в гардероб если, таковые имеются;
— если вещи или бирки не были спутаны при приёме или выдаче вещей, вызывать полицию для надлежащего оформления факта хищения.
В любом случае возмещать стоимость утраченной вещи будет предприятие, потому что если это ошибка сотрудника гардероба, то организация возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, а если совершено преступление, то организация может взыскать с виновного лица стоимость вещи, выплаченную пострадавшему клиенту.
Организация обязана принять все меры для обеспечения сохранности вещи — это правило действует в отношении хранения верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их в гардероб. Разные вешалки, ячейки, ниши являются местами, отведёнными для хранения верхней одежды, головных уборов, шарфов. Действиями по их установке заведение подтверждает использование зала или помещения как гардероба. Поэтому утраченную вещь учреждение должно будет компенсировать даже в том случае, если будет иметься объявление, предупреждающее гостей о том, что за оставленные вещи администрация ответственности не несёт.
Однако если у посетителя украдут телефон, кошелёк или планшет в зале, то, поскольку они не поименованы в ГК РФ, учреждение не обязано возмещать ущерб».
Если вы хотите, чтобы мы разобрали какую-нибудь спорную ситуацию, пишите на почту cherezov@luckyducky.ru.