Эксперты ресторанной сферы отвечают на интересующие читателей Лаки Даки вопросы об этикете, еде и напитках, деятельности предприятий общественного питания.

15 декабря 2014 17:00

За что официант может получить чаевые? Обязательно ли эта сумма должна составлять 10% от счёта? Как оставить чаевые, если есть только банковская карта?

Отвечает Наталья Шуманская, управляющая кафе-баром «Мята»

«Как правило, чаевые — это награда за хороший сервис, за дополнительное внимание официанта к гостю. Например, он может помочь снять или надеть пальто, порекомендовать фирменные блюда, вовремя подливать напиток, когда у гостя пустеет бокал, предложить десерт. Также официант должен наблюдать за невысказанными нуждами гостя. Если гость ёжится, значит, он замёрз, нужно подойти и предложить плед. Если гость попробовал только что поданное блюдо и смотрит косо, надо поинтересоваться, всё ли в порядке, всё ли ему нравится.

Несмотря на всё это, вкусная еда — это главная причина, по которой гости чаще всего оставляют чаевые. Иногда сервис может быть безразличным и посредственным в духе «принял заказ, принёс еду, убрал грязную посуду», но гость остался довольным вкусом блюда, красотой коктейля, мастерством исполнения кальяна и оставил за это крупные чаевые. Нашим официантам я всегда говорю: если они получили экстраординарные чаевые, а гость напрямую сказал, каким блюдо было вкусным, что, допустим, этот стейк был лучшим из всех, что он пробовал, или коктейль был восхитительным, то чаевыми стоит поделится с поваром или барменом.

Когда гость собирается поблагодарить официанта, он стремится оставить 10% от счёта. На самом деле это условная сумма, которую можно спокойно изменять при различных обстоятельствах. Во-первых, гостя никто не обязывает платить чаевые, дополнительную сумму сверх счёта он может оставить на своё усмотрение. Например, вас в заведении обслужили плохо: без внимания, перепутали заказ, не интересовались вашим мнением, принесли блюдо остывшим, еда оказалась невкусной и тому подобное. В таком случае никто не захочет оставлять чаевые за услугу, которую оказали плохо. Во-вторых, вы пришли с утра в кафе на чашку кофе, счёт составил 150 рублей. Вряд ли вы, отсчитав 10%, оставите бармену 15 рублей на чай. Это будет неуважительно. Бывает так, что счёт получился большим из-за того, что в него вошёл дорогой алкоголь, скажем, за 5000 рублей, который ещё к тому же не был должным образом презентован. В таком случае оставлять 500 рублей на чай будет нелогично.

На мой взгляд, оставить чаевые можно в любое время, даже в бизнес-ланч. Этот период — один из самых трудных за всю смену официанта. Если официант ухитряется создать гостю хорошую атмосферу, то, конечно, его можно отблагодарить чаевыми. С другой стороны, все понимают, что гость обедает пять раз в неделю, и он не может каждый раз оставлять дополнительные 50 рублей, для него это весомая сумма.

Уместно не отставлять чаевые, когда официант просто выполняет свою работу, за которую ему платят оклад. Как я уже говорила, это сервис с минимальной коммуникацией с гостем: принять заказ без рекомендаций, молча принести блюда и напитки, вынести счёт, убрать посуду. Я уже не говорю о том, что официант медлил и подал блюдо плохо приготовленным или остывшим.

Многие гости расплачиваются банковскими картами. Не имея наличных, они тоже могут отблагодарить официанта, бармена или повара чаевыми. Для этого нужно при расчёте сказать официанту или написать в чеке, что можно снять с карты больше денег. В таких случаях заведение возвращает заслуженные чаевые своим работникам наличными».

 

 

 

Результаты опроса в группе в ВКонтакте.

Отвечает Анастасия Самоделкина, официант бара «Ирландский дворик», стаж работы 10 лет

«За долгое время своей работы я сумела выработать в себе установку на правильное общение с гостями, после которого у них возникало бы желание вернуться в заведение. Таким образом формируется круг постоянных гостей. Чаевые для меня второстепенны, я получаю хорошую зарплату, мне важнее улыбка и дружеское отношение гостей.

На мой взгляд, сейчас вопрос о том, оставить чаевые или нет, у гостей не возникает — оставляют практически все, чаще всего это сумма, равная 10% от чека. Бывает, что гости забывают в заведении какую-то личную вещь, шарфик или шапку, возвращаются за ней и благодарят чаевыми, а иногда конфетами, это тоже очень приятно».

 

 

 

Результаты опроса в группе в ВКонтакте.

Отвечает Александр Решетников, бармен InTouch, стаж работы 6 лет

«Назвать какие-то критерии, по которым можно гарантированно заслужить чаевые, невозможно. Помимо профессиональных навыков важно умение общаться с гостем: шутка, анекдот, внимание, беседа, какой-то вопрос. Самая большая сумма чаевых, которые я получил за все годы работы в различных заведениях, — это 35 тысяч рублей. Кроме того, запомнился случай в одном баре, когда в самую людную ночь с пятницы на субботу гости кидали в барменов деньгами, чтобы привлечь к себе их внимание.

Вообще, почти все гости знают, что принято оставлять чаевые. Другой момент, более важный, по моему мнению, связан с тем, что гости теряются, какую сумму стоит оставить в вознаграждение. Например, кладут 50 рублей и считают, что всё сделали правильно. Мне же кажется, что такие суммы даже не стоит оставлять, тем более расценивать как чаевые. Я бы порекомендовал опираться на норму 10% от счёта и исходить из своего эмоционального аспекта. Если бармен или официант украсили ваш вечер, то можно оставить и сумму побольше, конечно, если хочется».

Lucky Ducky отвечает: За что и сколько гости могут оставить чаевые? - Лаки Даки
Дата публикации: 15 декабря 2014 17:00
Поделиться в: